Все дети уникальны, поэтому каких-то обязательных, стандартных сроков в этапах их развития нет. Кто-то начинает раньше переворачиваться, садиться, ходить. Кто-то в неполный год уже достаточно уверенно выговаривает отдельные слова, а кто-то и в два года остается молчуном. Это вполне нормально и естественно. Тем не менее, если задержка слишком большая, родителям впору насторожиться. А уж когда ребенок, которому по возрасту впору в школу идти, даже не начал разговаривать, тут даже самым далеким от медицины людям понятно: его надо лечить.
Вам нужно сознать, что просьбами, мольбами типа «Ну, скажи же хоть что-нибудь! Повтори за нами такое-то слово», а уже тем более криками, упреками, наказаниями, ничего не добьешься. Будет только хуже. У ребенка и без того по какой-то причине сформировалось стойкое нежелание разговаривать, а такие «методы лечения» лишь усугубят сложившуюся ситуацию.
Обязательно покажите ребенка квалифицированному детскому невропатологу. Приложите все усилия, чтобы попасть к действительно опытному, знающему специалисту. Заранее настройтесь на то, что лечение может быть длительным и сложным. По назначению врача сделайте МРТ (магнитно-резонансную томографию) головного мозга, чтобы проверить, не связана ли задержка речи с опухолью, давящей на участок, отвечающий за нормальное функционирование речевого центра.
Также отведите ребенка к опытному логопеду. Не помешает показать его и психологу. Наведите заранее справки о специалисте. Постарайтесь, чтобы с вашим ребенком позанимался именно квалифицированный профессионал, а не выпускник расплодившихся курсов с минимумом знаний и непомерным самомнением.
Внимательно проанализируйте собственное поведение, психологическую обстановку у вас дома. В медицинской литературе описаны случаи, когда мнимая немота ребенка явилась следствием постоянного психологического давления, например, при асоциальном поведении одного или обоих родителей.
Если вы почти не общаетесь с ребенком, и с ним не играют другие дети (например, когда семья по какой-то причине живет уединенно, практически не контактируя с посторонними), у вашего малыша мог просто не наработаться словарный запас. Чаще говорите с ним, рассказывайте обо всем, что его окружает, о том, чем вы сейчас заняты. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш малыш чаще общался со сверстниками.