Школьники привыкают к проверкам: диктантам, контрольным и практическим работам, тестам, опросам и оценке домашних заданий. Кроме того, многие дети изобретают различные оригинальные шпаргалки для педагогов, не замечающих детской хитрости. Поэтому учителям необходимо дополнительно периодически проверять качество знаний у ребенка.
Учителю необходимо наблюдать за учениками, делать записи в своем дневнике об интересах ребенка или академических высказываниях с его стороны и отмечать пробелы в той или иной сфере.
Индивидуально составленные самим преподавателем тесты по своему предмету с вариантами ответов и требующих свободного изложения мыслей позволят выявить уровень знаний каждого ребенка. При этом не нужно составлять для каждого школьника по 20 вопросов, достаточно 3-х, ответ на которые занимает по времени 7-15 минут.
Своеобразные 10-минутные опросы по пройденному материалу настроят школьников на повторение предмета. Кроме того, учитель может наградить отличившихся детей пятеркой, а провинившихся подтянуть по программе.
Можно проверять знания в игровой форме: мозговой штурм, инсценировка, судебное заседание, представление пройденного материала в визуальной творческой форме (сочинение, рассказ, книга, кроссворд, аппликация, подделка). При этом коллективное обсуждение позволяет усвоить учебный материал лучше.
Начиная с 8 класса, необходимо учить детей адекватно оценивать ответы друг друга, создавать творческие «заковыристые» вопросы по материалу. Такие задания развивают у детей мыслительные операции (обобщение, анализ, сравнение, синтез…) и навыки работы с информацией.
Различные внеурочные конкурсы и игры, требующие определенных учебных знаний, помогают закрепить пройденный материал в игровой форме. Например, литературные и исторические конкурсы, поиск клада с предметными вопросами, день рождения английской королевы и т.п.