Умение связно излагать свои мысли отличает человека разумного от всего остального животного мира. Так называемые "маугли" - дети, воспитанные животными, так никогда и не научились говорить и не стали членами социума.
Первый опыт социализации ребенок получает, естественно, в семье. Через звуки колыбельных песен малыш впервые знакомится с родным языком. Родителям важно обратить внимание именно на этот этап развития, так как в возрасте до года закладываются основные навыки человека, в том числе и речевые. Первое, что нужно делать в этом возрасте – постоянно общаться с ребенком. Каждое действие сопровождать беседой, и пусть до определенного времени это будет больше монолог, но ребенок начинает понимать слова родного языка.
Второе, что необходимо предпринимать в этом возрасте – так называемые «пальчиковые игры». Массирование пальчиков малыша во время игры не только развлечет его, но и стимулирует развитие речевых центров. На развитие мелкой моторики необходимо обращать внимание на протяжении всего периода формирования речевых навыков. После того как малыш научится занимать себя на короткое время, а это может быть уже и в годовалом возрасте, необходимо давать ему игрушки из различных материалов, чтобы разнообразить тактильные ощущения. В возрасте от трех лет мелкую моторику можно развивать при помощи лепки из пластилина, сбора несложных пазлов и различного рода мозаики.
На протяжении всего младенчества, пока ребенок еще не способен воспринимать сложные сюжетные сказки, его нужно знакомить с доступными его пониманию потешками, считалочками. В возрасте от года идеальным чтением станут стишки Агнии Барто – в них ведется разговор о понятных малышу вещах и ситуациях. Чтение детских книг хорошо сопровождать совместным просмотром картинок – естественно, иллюстрации должны быть яркими, четкими. Просмотр картинок сопровождается беседой: «а это кто?», «а как бычок говорит?», «а где у бычка хвостик?». С взрослением ребенка содержание книг будет усложняться, иллюстрации будут играть уже не самую главную роль. В возрасте 3-4 лет можно уже попросить ребенка пересказать прочитанную историю. Можно превратить пересказ в игру – «прочитать» книжку куклам.
Развивать речь ребенка следует и в быту. При уборке, приготовлении пищи, на прогулке следует назвать ребенку все используемые предметы, демонстрировать, как пользоваться тем или иным предметом, сопровождая пояснениями. На прогулке ребенок видит много нового. При виде птички, можно попросить его вспомнить книжку про птичку (если такую читали), можно попросить рассказать про встречную собачку, пофантазировать, например, куда она идет. Любое событие следует обговаривать, стимулируя ребенка самостоятельно составлять рассказы.