Что вообще такое детская самостоятельность? Есть, пожалуй, два аспекта, в которых можно было бы рассматривать это понятие. Как ни странно, для развития этих двух видов самостоятельности очень часто требуется совершенно разный подход.
Во-первых, самостоятельность ребенка в понятии воспитателя детского садика. Ребенок достаточно умело для своего возраста может обслужить самого себя - одеться, умыться, поесть, прибрать игрушки, заправить постель и т.д. Для этого потребуется кропотливая работа по созданию и совершенствованию навыков у малыша. День за днем, час за часом, нужно предлагать поучаствовать в необходимых действиях. Нужно своевременно хвалить ребенка не только за каждую удачную попытку, но и за проявленное старание, даже просто за то, что он не отказывается участвовать в домашних делах.
По сути дела, малыша просто обучают не создавать проблем. Это несомненно очень важно для нормального существования в рамках обычных бытовых условий. При воспитании такого рода самостоятельности ценится выполнение действий по определенному распорядку, отклонения от порядка приветствуются лишь тогда, когда помогают сделать тоже самое, но побыстрее или получше. Но что происходит, если при попытке сделать что-то ребенок допускает ошибку? Допустим, разбивает вазу, которую пытался помыть, или портит макароны, пытаясь их первый раз сварить без посторонней помощи? Да, особенно, если его об этом не просили? Чаще всего, после такого промаха у ребенка отбивают желание делать что-то самостоятельно, причем, иногда очень надолго.
Вот как раз тут и встает важный вопрос: какую именно самостоятельность воспитывают в ребенке взрослые? Привычное выполнение того, что велено, или настоящую самостоятельность в решениях и поступках? Пока ребенок совсем мал, он постоянно стремится проявлять активность, с точки зрения родителей совершенно бессмысленную и поэтому подлежащую пресечению. Но как бы ни было хлопотно и сложно, нужно стараться в каждом действии малыша находить повод для похвалы и поддержки. Конечно, нереально хвалить за все. Допустим, за брошенную на пол ложку, за откровенные капризы или, скажем, за оторванные обои.
Но если ваш малыш измазал тортом пол, выясните, не хотел ли он первый раз самостоятельно покормить собачку? Прежде чем кинуться за тряпкой, найдите время сказать, какой он умница, и что в следующий раз вы бы хотели кормить собачку вместе. Карандашные каракули в вашей книге или первая покупка подростком футболки – и то, и другое есть проявления личности человека, которого вы растите. Если не позволять ему совершать ошибки, он не научится и жить.