И.М. Сеченов
Основоположникомпсихологии в России принято считать И.М. Сеченова, а начальной точкой отсчета развития этой науки его книгу «Рефлексы головного мозга» (1863). Всвоих трудах ученый делает выводы о том, что психические процессы, происходящие в мозге человека, имеют ту же схему развития, что и рефлексы: они берут начало во внешнем воздействии, обрабатываются центральной нервной системой, а затем следует реакция (ответ на раздражитель).Исследования условных рефлексов И.П. Павловым
Понимание природы психики, заложенное И.М. Сеченовым, было углублено и расширено другим российский ученым И.П. Павловым. Его труды были направлены на изучение условно-рефлекторной деятельности организма и физиологической природы психических явлений. Многие слышали о его опытах на собаках, объясняющих особенности формирования ощущений при выработке условно-рефлекторных реакций.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Вышеуказанные ученые делали свои выводы о формировании психики человека без учета влияния культурно-исторических факторов. Л.С. Выготский выдвинул теории о взаимосвязи развития высших психических функций (это понятие он же впервые ввел в психологию) и разумной речи. Причем его концепция предполагает, что связь эта закономерна как для индивидуального развития человека, так и для формирования речи вообще.Кроме того, Лев Семенович указывал на интериоризацию высших психических функций: внимания, памяти, мышления, то есть, на начальном этапе развития, эти функции являются внешними проявлениями, и лишь позже формируются, как внутренние части психики. Выготский много писал о развитии в процессе научения - передачи накопленного опыта взрослым ребенку.
Другие громкие имена
Практическая психология была основана австрийцем З. Фрейдом, однако ее экспериментальная часть с использованием объективных методов исследования получила свое развитие благодаря деятельности В. М. Бехтерева. Ряд исследований по изучениюинтериоризации, как процесса усвоения орудийно-знаковых действий провел А.Н. Леонтьев.П.Я. Гальперин рассматривал психические функции, как результат подвижной деятельности человека, то есть как реакцию на изменение внешних условий и раздражителей. Практическое применение его теории позволяет облегчить процесс обучения.
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов являются первыми советскими учеными, изучавшими детскую психологию. Д.Б. Эльконин является автором периодизации возрастного развития, где говорится о дискретности (неравномерности) формирования психики ребенка.
С.Л. Рубинштейн вошел в историю российской психологии, как создатель фундаментального и обширного труда по проблематике этой науки под названием «Основы общей психологии».